Также двум легендарным балеринам посвящены выставки, организованные театром

20 и 21 ноября Мариинский театр посвящает свои спектакли легендарным балеринам XX века – Майе Михайловне Плисецкой и Наталье Романовне Макаровой. 20 ноября в день рождения Майи Плисецкой будут даны «Кармен-сюита» и сцены из балета «Дон Кихот». На сцену в памятный вечер выйдут Алина Сомова, Рената Шакирова, Андрей Ермаков, Владимир Шкляров, Александр Сергеев. 21 ноября в честь Натальи Макаровой будет показан балет «Жизель» при участии Надежды Батоевой, Кимин Кима и Ивана Оскорбина.

Майе Плисецкой, балерине редкого таланта, актерской выразительности и харизмы, рукоплескали залы театров многих стран. Мастерство танцовщицы и актрисы заставляло зрителей сопереживать ее Одетте в «Лебедином озере», неотрывно следить за взмахом крыльев ее Умирающего лебедя и восторженно провожать взглядом каждый взлет в прыжке ее Лауренсии. В «Дон Кихоте» она обескураживала современников вихрем вращений, безукоризненными фуэте, эффектными прыжками «в кольцо» и влюбляла в себя зрителей искренностью танца, проживанием каждого мгновения роли. Другой испанкой, составившей легенду личности Плисецкой, стала ее Кармен. В Советской стране балерина добилась рождения «Кармен-сюиты», поставленной иностранцем – кубинцем Альберто Алонсо, и отважилась танцевать ее. Исполненный на сотнях сцен, этот спектакль стал символом творческой индивидуальности Майи Плисецкой. А переоркестрованные ее супругом, Родионом Щедриным, и по-новому зазвучавшие мелодии из оперы Жоржа Бизе – гимном Кармен ХХ века.
Майя Михайловна Плисецкая многие годы была другом Мариинского театра, почетным гостем его фестивалей и премьер. Театр неизменно находил в ее лице мудрого советчика и помощника. Вдохновленные ею, воплощенные на сцене при ее непосредственном участии сочинения Родиона Щедрина сегодня занимают почетное место в репертуаре Мариинского театра.
В память о Майе Михайловне на сайте театра подготовлена выставка, запечатлевшая балерину на сцене и в залах Мариинского.

Танец Натальи Макаровой для зрителей многих стран в 1970-1980-е был воплощением великих традиций русской школы классического танца и больше того – воплощением русской души в балетном искусстве. Ее Одеттой-Одиллией, Джульеттой, Авророй восхищались зрители Американского театра балета, Лондонского Королевского балета, Балета Марселя и многих театров мира. А начиналась блистательная карьера Натальи Макаровой в Ленинграде. Эмоциональную, с удивительно красивыми линиями выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой заметили сразу, и за десять лет в труппе Театра им. Кирова (сегодня Мариинского) Макарова перетанцевала немало партий. В Жизели она дебютировала в свой первый театральный сезон, и эта роль надолго осталась в репертуаре балерины. «Этот спектакль стал зеркалом моей человеческой и актерской зрелости, – признается Наталья Макарова. – Ни один балет не ложился так легко на мои физически данные, ни один не приносил большего успеха и творческого удовлетворения, и ни над одним я столько не размышляла, как над "Жизелью"».
В 1970-м Наталья Макарова приняла решение остаться на Западе, и следующие двадцать лет ее балеринского пути были связаны с ведущими мировыми сценами, с признанием и восхищением зрителей всего мира. Однако свой последний спектакль Макарова станцевала на родной сцене – в 1991-м она поставила точку в своей исполнительской карьере выступлением в Мариинском театре.
Юбилею Натальи Макаровой посвящены выставки на сайте и в фойе театра с избранными фотографиями петербургского периода в карьере балерины.