Заместитель Госсекретаря прокомментировал перспективы работы над союзными программами. В Национальной академии наук Беларуси состоялось совещание представителей государственных заказчиков программ и мероприятий Союзного государства от Беларуси в областях обороны, безопасности, правоохранительной деятельности, военно-технического сотрудничества и оборонной промышленности
С участием заместителя Госсекретаря Союзного государства Алексея Кубрина 4 февраля в Национальной академии наук Беларуси состоялось совещание представителей государственных заказчиков программ и мероприятий Союзного государства от Беларуси в областях обороны, безопасности, правоохранительной деятельности, военно-технического сотрудничества и оборонной промышленности.Перед началом заседания Алексей Кубрин в беседе с журналистами подвел итоги 2020 года и рассказал о новых союзных проектах, сообщает Постоянный Комитет Союзного государства.
- Как ситуация с коронавирусом сказалась на работе над союзными программами?
- Пандемия повлияла в незначительной степени в части тех мероприятий и программ, которые касались одновременного участия большого количества специалистов. Речь о кадетской смене, ряде культурных и социальных программ. Естественно, эти мероприятия мы должны были отменить. Хотя «Славянский базар» и Форум вузов технической направленности все-таки прошли практически по той же схеме, что и раньше. Но в целом на общую идеологию реализацию программ пандемия не повлияла.
- Как обстоят дела в части реализации программ в оборонной и высокотехнологичной промышленности?
- Программы были выполнены почти на тех же уровнях, что и до пандемии. Небольшое снижение произошло в части программы, касающейся взаимодействия двух министерств обороны. Но это связано с невозможностью большого привлечения специалистов. Я бы отметил, что является положительным. Несмотря на проблемы, связанные с вирусом, нам удалось решить вопрос по вручению премии Союзного государства в области науки и техники. Это важно, потому что стимулирует специалистов в высокотехнологичной сфере к более активной работе именно на нашей площадке.
- В этом году планируются военные учения...
- Учения «Запад-2021» предполагаются осенью этого года. Будет привлечено значительное количество сил и средств, ничуть не меньше, чем в предыдущие годы. Подготовка идет уже сейчас. Насколько я знаю, даже определенные элементы планов применения и проведения учений уже есть в открытой печати.
- Какие наиболее важные вопросы планируется обсудить на сегодняшнем совещании?
- В первой части будет зафиксировано, что было выполнено. Вторая часть посвящена возникшим проблемным вопросам. Посмотрим, насколько правильно нам удалось обойти те препятствия, которые возникли. Проработаем и подготовим предложения на будущее. Сейчас очень важно сделать так, чтобы динамика развития программ Союзного государства и направлений, по которым они у нас формируются, сохранялась. И сохранялась положительно. Ясно, что не может все идти только по нарастающей. Могут быть определенные спады. Значит мы должны как раз продумать механизмы и инструменты, которые будем использовать или создавать заново в рамках Союзного государства, чтобы повысить эффективность взаимодействия и получить реальный, как и до этого мы старались получать, инновационный товар.
- Сколько реализовывалось программ и как они финансировались?
- В 2020 году реализовывалось 12 программ. Из них две уже завершены и еще одна - на стадии завершения. В 2021-м мы планируем завершить три программы. Если говорить о финансовом обеспечении, то освоение средств прошло, в принципе, на том же уровне, что и в предыдущие годы. Из-за пандемии потратили чуть меньше. Но если брать общую статистику за время существования Союзного государства, то разница не видна. В части оборонно-промышленного комплекса и силовых структур у нас в 2020 году освоено порядка 2 млрд 700 млн российских рублей. Если мы говорим по всему спектру программ, в том числе связанным со здравоохранением и сельским хозяйством, то здесь освоено порядка 3 млрд 360 млн.
- Какие новые программы планируются?
- Мы планируем качественное развитие. Например, мы достаточно много говорили о программе «Новопол». В том виде, в котором ее задумывали три-четыре года назад, ее не будет. Но будет программа для создания новых полимерных материалов, композитных материалов, где часть этих вопросов будет учтена. И она будет не развитием ранее прошедших программ («Композит», «Компомат»), а предстанет в новом качестве, чтобы выйти на материалы, которые активно используются в практической деятельности сегодня. Мы считаем, что крайне важно вернуться к вопросам, касающимся информационных технологий. Мы немножко подзабыли, как много сделали в области суперкомпьютерного направления. Ну, и понятно, что мы должны выйти на новый качественный уровень с точки зрения создания новой электронной компонентной базы. Она должна использоваться как в космических технологиях, так и по другим направлениям.
- А если говорить о глобальных проектах?
- Это проект создания высокоскоростной магистрали. Мы сейчас находимся на уровне подготовки предварительного технического и экономического обоснования. Определяемся с источником финансирования этого проекта. Если в рамках проработки экономического обоснования будет определена и показана его достаточная эффективность, в том числе в плане пространственного развития регионов Беларуси и России, то этот проект может быть геополитическим. Он не может не повлиять на общую расстановку сил между Западной Европой, Союзным государством, странами ЕВРАЗЭС и Юго-Восточной Азии.
- С 8 февраля Беларусь и Россия восстанавливают железнодорожное сообщение. Значит ли это, что уже все граждане наших стран смогут ездить друг к другу?
- Каков будет порядок перемещения, определяют Минздрав Беларуси и Роспотребнадзор. Но можно говорить, что мы на пути к этому. Если ранее 12 самолетов в день летало, то сейчас пять рейсов в неделю. Чтобы выйти на эту цифру, необходимо какое-то время. А сколько поездов ходило, вы сами знаете. Сколько будет сейчас – пока не знаю. Но решение принято, пассажиропоток значительно увеличивается. Когда будет полное восстановление, сказать сложно.
- Как международная обстановка влияет на реализацию оборонных программ?
- Влияет с той точки зрения, что заставляет нас более ответственно подходить ко всем направлениям взаимодействия. Когда я говорю «нас», то имею в виду не только Союзное государство, но и специалистов, работающих в области высоких технологий, в области силовых структур. Потому что мы отлично понимаем, что чем более качественно мы организуем взаимодействие, тем меньше мы даем шансов для того, чтобы у наших зарубежных партнеров были пожелания негативно относиться к Союзному государству.