Глава МИД Беларуси рассказал в интервью об инциденте с самолётом, противостоянии с Западом и взаимоприемлемых формах интеграции с Россией
Фото: Сергей Шелег/БЕЛТА
Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь, рассказал в интервью изданию "Коммерсантъ" о том, как изменилась международная обстановка вокруг Беларуси после 23 мая, а также о переговорах Президентов в Сочи и согласовании "дорожных карт".
На просьбу оценить ситуацию Беларуси с точки зрения международных отношений, Владимир Макей отметил, что политическая ситуация после 23 мая стала значительно более напряженной. Произошел какой-то негативный всплеск политических эмоций в ряде европейских стран в отношении Беларуси, который по своему накалу превосходит даже уровень августа прошлого года. Наши партнеры, проповедуя верховенство права, в этот раз отошли от такого подхода. Если произошел какой-то инцидент, в данном случае инцидент с самолетом, для того, чтобы сделать какие-то выводы, должно быть проведено расследование. Мы готовы к такому расследованию с участием международных экспертов, экспертов ИКАО. Кстати, 27 мая состоялся совет ИКАО, на котором было соответствующее решение — проведение расследования поддержал ряд стран. Россия, Китай, ЮАР выступили очень жестко против попыток европейских стран навязать свое решение", - сказал глава МИД Беларуси. Он напомнил, что в 2017 году Украина посадила наш самолет, в 2013-м Австрия посадила самолет президента Боливии. И тогда это не вызвало прецедентов и не стало основанием для принятия подобных разрушительных, деструктивных мер. "Давайте дождемся расследования, посмотрим, какие факты положат на стол соответствующая экспертная комиссия с участием ИКАО и международные эксперты", - предложил дипломат. И назвал удручающим тот, факт применения санкций в отношении Беларуси до проведения международного расследования. "Наши партнеры моментально приняли решение обратить соответствующие санкции против Беларуси. Это уже не двойные стандарты, о которых мы устали говорить, а тройные и четверные, что называется", - подчеркнул министр.
В своем интервью Владимир Макей коснулся темы задержания в Минске гражданки России Софии Сапега. Он сообщил, что был разговор главой российского МИД Сергеем Лавровым, консульский доступ был получен. "Надо дождаться итогов расследования, решения судебных инстанций, а дальше уже можно будет говорить о дальнейшей судьбе госпожи Сапеги", - сказал Макей.
Комментируя инцидент с самолетом дипломат Владимир Макей также отметил, что использование европейскими чиновниками термина "терроризм" в отношении белорусских властей является целенаправленным действием, направленным на то, чтобы "превратить Беларусь и ее руководство в страну-изгоя, полностью развязать себе руки и приступить к тотальному удушению экономики страны и государства". Министр подчеркнул, что навешивание ярлыков в последнее время стало очень модным. "Мы видим это в отношении России: ее руководство обвиняется в совершении каких-то античеловеческих злодеяний, те же самые поляки называют Россию ненормальной страной, предпринимая при этом действия, которые тоже не укладываются ни в какие человеческие рамки, ни в какую человеческую логику. Пусть это будет на их совести. Мы видим, какая вакханалия поднимается вокруг рядовых случаев, и эта вакханалия всегда политически мотивирована. Любые сферы деятельности в отношении любой сферы сотрудничества между теми же европейцами и Беларусью, между европейцами и Россией в большинстве случаев политизируются. Для нас это абсолютно неприемлемо", - заявил Макей.
Глава ведомства отметил волнения коллективного Запада по поводу того, что мир становится многополярным, что появилось много крупных геополитических игроков, с мнением которых надо считаться. "Я согласен с моим коллегой Лавровым [Прим.: глава МИД РФ Сергей Лавров], который сказал, что мир перестал быть западноцентричным. Пятьсот лет Запад диктовал нам условия, как жить, что делать, по каким правилам развиваться. Сегодня появились крупные геополитические игроки: Китай — одна из крупнейших экономик мира, Индия активно развивается, Россия сняла розовые очки, которые у нее были в 1990-е и в начале 2000-х годов, встала с колен и реально видит, что собой представляет Запад. Россия тоже одна из ведущих мировых держав, при этом ядерных держав. Это не нравится многим на Западе — потеря своего авторитета. Предпринимаются действия с тем, чтобы все-таки укрепить свой лагерь, - сказал Макей. - Ситуация в Беларуси, следствие того, что мы оказались на геополитическом разломе, и нас пытаются западники перетянуть на свою сторону, диктуя свои условия. Мы же считаем, что отношения должны развиваться на тех принципах, которые выработаны в Уставе ООН и именно это основа построения нормального справедливого мира. К сожалению, Запад пытается действовать методами принуждения, давления, санкций".
Обсуждая вопрос санкции, которые принимаются в отношении Беларуси, в отношении России, министр отметил, что это односторонние санкции отдельных государств или группы государств, которые регулируются их внутренними документами. "Захотелось Евросоюзу ввести санкции — они изобрели какой-то правозащитный предлог и вводят санкции в отношении той или иной страны. Это касается и США. Подобного рода меры затрагивают экономику страны и влияют на благополучие граждан. Меня поражают заявления европейских политиков, когда они говорят, что санкции нанесут ущерб власти, но, дескать, мы будем использовать их точечно, чтобы они не повлияли на народ. Санкции в любом случае затрагивают благополучие конкретного человека, это должны понимать все", сказал руководитель внешнеполитического ведомства.
"Наблюдая, как развивается ситуация в нашем регионе, да и в мире в целом, наблюдая рост конфронтации по всем направлениям, можно констатировать, что мы скатываемся к этапу «холодная война 2.0». Если будет происходить вот это вот нагромождение взаимных обвинений в адрес друг друга, причем обвинений действительно таких разрушающих, как это было сделано тем же самым президентом Байденом, можно предположить, что так мы окажемся в шаге от войны горячей", - предостерег дипломат.
Также Владимир Макей рассказал, что в феврале состоялось Всебелорусское народное собрание, на котором были четко обозначены в том числе приоритеты внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, прозвучала необходимость организации внутреннего диалога, внешнего диалога и подтвержден принцип многовекторности. "С учетом того, что мы являемся экспортно ориентированной страной, мы заинтересованы в контактах со всем внешним миром. В 2020 году мы экспортировали продукцию в 173 государства. Можно считать, что у нас 173 вектора на данный момент насчитывается. Пока снижения количества наших партнеров не наблюдается. Мы рассматриваем всех как партнеров, и, исходя из этого, мы будем готовить новую концепцию нашей внешней политики", - сказал министр.
Обсуждая вопросы интеграции России и Беларуси, министр сообщил, что осталось согласовать две союзные программы - по формированию общего рынка газа и гармонизации налогового законодательства. "Осталось только две союзные программы из 28. Это формирование общего рынка газа и гармонизация налогового законодательства. Мы очень существенно продвинулись и в плане подготовки этих двух программ. Если раньше напрочь отвергалась идея подготовки союзной программы по совершенствованию налогового законодательства, то сейчас идет спокойная планомерная работа по гармонизации налогового законодательства", - сказал Владимир Макей. По его словам, споры ведутся о временных рамках: что должно заработать раньше или все одновременно. "Это технические моменты, которые могут быть разрешены. В любом случае завершение работы над этими программами приведет к тому, что интеграционные процессы будут развиваться более активно и динамично. Важно только, чтобы были найдены абсолютно справедливые развязки для обоих партнеров, исходя из тех принципов, которые заложены в Договоре о Союзном государстве", - добавил он.
Ожидается, что программы будут утверждены на Высшем госсовете Союзного государства, который запланирован на осень. "Дата конкретно не определена. Решение будет считаться принятым после того, как его утвердит Высший госсовет. Но до этого это решение должно пройти обсуждение во всех отраслевых министерствах, должно быть принято на союзном правительстве и утверждено Высшим госсоветом", - сказал министр.
Важной целью для двух стран Владимир Макей назвал создание общего экономического пространства. "Существуют какие-то парадоксальные вещи, когда мы в наших странах создаем дублирующие производства, которые являются конкурентами друг к другу. Нужно договориться о совместной работе на рынках наших стран и на рынках третьих стран и объединять усилияВ союзных программах речь идет именно о том, чтобы была выработана общая политика в той или иной сфере, которая позволила бы нам эффективно сотрудничать на двусторонней основе и эффективно работать партнерами с третьими странами", - отметил он.
"Продвинулись очень серьезно. Для меня, например, очень большое значение имеет обеспечение равных прав граждан. Вы можете приезжать спокойно сюда, вы можете покупать квартиры в Минске, наши граждане могут покупать квартиры в России, обучаться могут в обеих странах, получать медицинскую помощь. Да, какие-то мелкие там нюансы остались, над которыми сейчас работают, но можно однозначно говорить, что граждане наших стран имеют равные права", - подчеркнул министр.
Сближение России и Беларуси Владимир Макей считает выгодно обоим государствам, обоим народам. "Важно, чтобы все базировалось на равноправной основе и чтобы это было выгодно и для экономик обеих стран. Если говорим о создании общего экономического пространства, то тогда должны обеспечить равные права для субъектов хозяйствования, что подразумевает принятие решений и в контексте создания общего рынка газа, гармонизации таможенного, налогового законодательства. Но и сейчас, мне кажется, у власти в России и в Беларуси находятся люди, которые заинтересованы в нормальном дальнейшем углублении интеграционных процессов. Это очень важно, потому что от людей, от конкретных личностей очень много зависит", - сказал глава МИД Беларуси.
"Я не вижу никаких противоречий, и создание различных региональных структур в различных регионах на различных континентах подтверждает это. Понятно, что государственный суверенитет будет сохраняться. Более того, сегодня невозможно уже отказаться от независимого суверенного государства Беларусь, потому что это укоренилось в сознании народа, и государственный суверенитет базируется на народном суверенитете. И это не только белорусский суверенитет и других стран. При этом можно и нужно находить взаимоприемлемые формы для участия в интеграционных процессах", добавил министр.