Российские фармплощадки готовятся к производству вакцин от коронавируса и уже в сентябре начнут их серийный выпуск, рассчитывает глава российского Минпромторга  Денис Мантуров

О том, где и в каком количестве будут производиться вакцины, куда Россия будет поставлять свои аппараты ИВЛ и маски, когда восстановится промпроизводство в стране, что ждет нашу авиаотрасль, автопром и торговые центры, а также когда в РФ появится первый отечественный электромобиль, министр рассказал в интервью ТАСС.

Денис Валентинович, прошла уже половина этого года, сложного для всей страны, для вашего министерства и промышленности в целом. Как вы сейчас оцениваете ситуацию? Можно ли говорить, что началось восстановление? Какими будут показатели по промпроизводству?

— В определенном смысле, наверное, о восстановлении можно сейчас говорить, потому что мы видим определенную позитивную динамику. Если в апреле падение (в обрабатывающей промышленности — прим. ТАСС) было до 10%, невзирая на положительный результат первого квартала, то в мае падение было уже 8%, в июне — 7% с небольшим. И я рассчитываю, что результат июля продолжит тренд восстановления. Понятно, что все равно с минусом к предыдущему году, но есть плюс по отношению, например, июня к маю текущего года — рост 8%. А что касается результатов всего года, если вся вторая половина года будет идти с такой же динамикой, как июнь и, надеюсь, июль, думаю, мы выйдем или на совсем небольшой минус — 4–5% (по промышленному производству — прим. ТАСС), или закончим примерно на уровне прошлого года, если не будет второй волны эпидемии. А если будет вторая волна, мы будем ко всему готовы. Но этого, конечно, не хотелось бы.

— А есть ли понимание, в каком месяце может появиться плюс по промпроизводству?

— Думаю, что плюса в июле будет недостаточно для нивелирования негативных эффектов начала года. Я очень рассчитываю, что по итогам сентября мы по крайней мере выйдем в ноль к сентябрю 2019 года.

— На одном из совещаний вы говорили, что министерство рассматривало возможность отказа от выпуска аппаратов ИВЛ, потому что не было спроса. Весной спрос появился, однако затем произошли пожары в больницах. Что будет с госконтрактом на те 6,7 тыс. ИВЛ?

— Он будет исполнен. По производству мы идем с опережением, вообще, у нас контракт до конца года, но мы его завершим максимум до конца августа — начала сентября. А что касается результатов испытаний, мы рады, что справедливость восторжествовала. Очень грустно, что были жертвы, больные погибли, находясь в палатах, и были предположения, что причина именно в ИВЛ. Но результаты всех испытаний Росздравнадзора показали, что никакого отношения к случившемуся (ИВЛ — прим. ТАСС) не имеют, следственные органы дальше продолжают свою работу, выясняя, в чем все-таки была реальная причина. Росздравнадзор выдал регистрационное удостоверение с изменениями, которые было необходимо внести. Это говорит о том, что Росздравнадзором официально возобновляется работа той партии ИВЛ, которая была произведена. Мы и внутри страны будем продолжать поставлять аппараты, и будем выполнять экспортные контракты, в том числе отрабатывать новые заявки от тех стран, которые заинтересованы в нашей продукции.

— А какие планы по экспорту?

— Я думаю, что таких объемов, как 500–600 аппаратов ИВЛ, которые приобретались Узбекистаном или Италией в пик пандемии, мы, может быть, и не будем иметь, но все равно речь идет о сотнях ИВЛ по тем странам, с которыми сейчас идет работа. На разных этапах переговоры о поставках в Белоруссию, Египет, Израиль, Индию, Италию, Казахстан, Кувейт, Пакистан, Сербию, Узбекистан, Украину аппаратов КРЭТа и в Германию, Индонезию, Йемен, Перу, Таиланд аппаратов производства компании "Тритон-ЭлектроникС". По году почти 7 тыс. аппаратов будет произведено и реализовано только внутри страны по госконтракту, также были заранее законтрактованные регионами заказы, плюс экспорт — всего, я думаю, в этом году в России будет произведено около 12 тыс., а с учетом возможной закладки в резерв возможно производство до 15 тыс. аппаратов в этом году. Это исторический рекорд.

— Российские компании за пандемию смогли очень быстро нарастить производство средств индивидуальной защиты (СИЗ), тест-систем, антисептиков и даже начали экспорт товаров. Какие поставки и в каких направлениях уже были?

— Без учета гуманитарных поставок — мы уже отправили образцы масок и костюмов в ряд стран, например в Финляндию, для изучения потенциальными покупателями. В середине июля 30 тыс. костюмов инфекционной защиты, включая защитные очки и щитки, респираторы и одноразовые перчатки были поставлены в Туркменистан для нужд Министерства здравоохранения. В конце этой — начале следующей недели уйдет пробная партия защитных масок в Грецию. Образцы дезинфицирующих средств были направлены в Словению для прохождения сертификационных процедур. Работаем со словенской, польской и словацкой сертификационными лабораториями по вопросу сертификации нашей продукции. Сроки сертификации в зависимости от продукта составят от нескольких недель до нескольких месяцев. После получения европейской сертификации планируем принять участие в соответствующих конкурсах. Надо сказать, что у наших производителей конкурентные условия и цены, особенно по тем компаниям, у которых полный цикл производства. Кроме того, у нас уже состоялись коммерческие поставки тест-систем в Египет, а также ведутся переговоры с Пакистаном, идет согласование контрактной цены.

— А резерв СИЗ уже создан?

— Нет, резерв СИЗ будет как раз сейчас, в ближайшее время наполняться. Мы ожидаем в ближайшие дни выхода соответствующего распоряжения и последующего исполнения самих заказов. С учетом того, что сейчас процедуры ускоренные и более упрощенные, мы рассчитываем на то, что снижение объемов потребления обеспечит демпфер для последующего, надеюсь, объема поставок на экспорт. Росрезерв будет демпфером, излишки производства СИЗ при падении спроса могут быть направлены в госрезерв, а при резком увеличении спроса — выпущены из него.

— Вопрос, который волнует всех: начнется ли у нас в этом году промышленный выпуск вакцин от коронавируса? Будет ли это одна вакцина или несколько?

— Да, конечно. Как минимум одна — точно да. Институт им. Н.Ф. Гамалеи работает по серийному производству с тремя предприятиями с площадками во Владимирской, Ярославской и Московской областях — это "Генериум", "Р-Фарм" и "Биннофарм". Все предприятия готовятся к этому, идет отладка технологий, институт постоянно на связи с этими предприятиями. Кто-то докупает оборудование, в частности реакторы. Мы очень рассчитываем, что в сентябре должно уже начаться серийное производство.

— В каких масштабах оно начнется?

— В первую очередь объемы производства будут зависеть от потребности системы здравоохранения. При этом, по предварительным оценкам, за счет запуска контрактных площадок в этом году мы сможем обеспечить объем производства в несколько сотен тысяч доз вакцины в месяц с последующим увеличением до нескольких миллионов к началу следующего года. Мы будем всячески способствовать тому, чтобы эти планы были реализованы.